По поводу тяжелораненых. Я жил в Харькове недалеко от областной больницы. На ее территории есть памятник погибшим в марте 1943 года красноармейцам. Он находился за оградой больницы и подойти к нему было невозможно. Впрочем как и узнать кому он был поставлен. Только позже узнал, что это не просто памятник, а братская могила, в которой похоронены и чехословаки.
В марте 1943 года в госпитале 69-й армии, в Клиническом городке Харькова (ныне территория Областной клинической больницы) находились на излечении раненые советские воины и солдаты чехословацкого батальона. Того самого батальона, память о котором и его боевом крещении под селом Соколово Змиевского районана Харьковской области весьма почитается.
В феврале 1943 года в процессе развития наступления Советской армии, начатого после Сталинградской битвы, Харьков был освобожден силами Воронежского фронта под командованием генерала Ф.И.Голикова.
Однако контрнаступление немецких войск в марте 1943 года привело к повторной сдаче города (15 марта) группе, состоящей из первой («Лейбштандарт-СС Адольф Гитлер») и второй («Дас Райх») танковых дивизий СС под командованием генерал-лейтенанта войск СС П.Хауссера.
Большие потери немцев, понесенные в боях с героями-широнинцами и воинами чехословацкого батальона Людвига Свободы, не пропустившими немецкие танки у сел Тарановка и Соколово, привели в бешенство ворвавшихся в город фашистов, дошедших до воистину дьявольской жестокости. К госпиталю, где находились раненые советские и чехословацкие воины прорвались танки дивизии СС «Лейбштандарт-СС Адольф Гитлер» под командованием оберштурмбанфюрера CC Шульца, который и организовал зверскую расправу.
С 14 по 17 марта 1943 года фашистами были расстреляны более 1000 человек тяжелораненых и лиц медицинского персонала, которые пытались защитить раненых. Более 300 человек были заживо сожжены огнеметами. Есть также свидетельства о глумлении над некоторыми пленными: раненых красноармейцев кололи на койках штыками, забрасывали гранатами. Одного красноармейца эсэсовцы прибили гвоздями к воротам сарая, потом фотографировали распятого и сами фотографировались на его фоне.
Всех зверски убитых закопали прямо на территории клинического городка, в трех больших могилах.
7 сентября 1943 года Чрезвычайной Государственной Комиссией была проведена эксгумация из трех захоронений, что подтверждено Актом № 1 от 07 сентября 1943 года (хранится в Харьковском городском архиве). Этот акт вместе с материалами по Дробицкому Яру, как свидетельство преступлений нацистов, был представлен и озвучен в 1946 году на заседании международного Нюрнбергского трибунала в списке преступлений гитлеровского режима на территории Харьковской области во время немецкой оккупации.
Обелиск — скромный, гранитный, увенчанный красной звездой, был возведен в 1947 году над захоронениями красноармейцев и воинов чехословацкого батальона в клинической больнице (на углу улиц Ярослава Галана и Правды) и фигурирует в государственном реестре харьковских памятников как «Братская могила жертв фашизма 1943 года»
Вот уже несколько лет общественные ветеранские организации добиваются благоустройства этой братской могилы, оказавшейся неожиданно территорией Административно-хозяйственного суда Харьковской области (ХАХС).
Территория обелиска и несколько квадратных метров вокруг были огороженными старой оградкой, калитка которой была постоянно заперта. Чтобы положить цветы к могиле, необходимо было искать охранника, брать у него ключ от входа на территорию, которая относится к памятнику государственного значения.
К Дню Победы 9 мая 2012 года Харьковская администрация выделила средства на благоустройство братской могилы. Капремонт проходил в рамках городской Программы восстановления, реконструкции и благоустройства воинских братских захоронений и памятников, символизирующих победу в Великой Отечественной войне. На выполнение этой программы в 2012 году в городском бюджете выделено 1 млн грн.
Теперь можно свободно подойти к памятнику.