рассказы о коллекционерах

А из тех, что атрибутировали, сколько атрибутировали неправильно? :spiteful:

Как там в фильме "Вокзал для двоих"? "Сама, сама, сама"...
Ещё одна попытка повторить тот же эксперимент.
Государственный музей А. С. Пушкина, 23 августа 2010 — 31 марта 2012
 

Вложения

  • 20110825_Makarov_Portret_Dubelt.jpg
    20110825_Makarov_Portret_Dubelt.jpg
    77 KB · Просмотры: 56
Случайно наткнулся на выставку, открывающуюся в Пушкинском музее. Как раз и в продолжение портретной темы и использования частных коллекций в работе музеев.
Интересно бы услышать мнение москвичей после открытия.
Выставка
«ПОСЛЕДНИЙ ГУСАР»
История императорской армии и флота в собрании Ю.Б. Шмарова


Время работы выставки:
с 25 марта по 25 июня 2023г.


Открытие выставки 24 марта 2023 г.

С 25 марта по 25 июня 2023 года в Государственном музее А.С. Пушкина в сотрудничестве с Музеем-панорамой «Бородинская битва» и при участии Научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева и владельцев частных собраний пройдет выставка «Последний гусар. История императорской армии и флота в собрании Ю.Б. Шмарова».

В 2023 году исполняется 125 лет со дня рождения московского коллекционера, библиофила, генеалога Юрия Борисовича Шмарова (1898-1989), собравшего в советское время коллекцию по истории российского дворянства. Являясь представителем дворянского рода, чьи предки в большинстве своем посвящали себя военной службе, он с юношеских лет увлекался изучением русской истории, преимущественно военной. Этому способствовали рассказы деда – отставного майора, участника Севастопольской обороны 1854-1855 годов. Так зарождался интерес к генеалогии и геральдике. За свою жизнь Юрий Борисович собрал и систематизировал коллекцию, состоящую из взаимодополняющих частей: архивные досье, портреты на паспарту, библиотека и оригинальные произведения живописи и графики. Особое место в коллекции занимают материалы, посвященные военным событиям и судьбам русского офицерства от Отечественной войны 1812 года до Первой Мировой войны.

В залах музея впервые будут представлены биографические документы Ю.Б. Шмарова, бывшего в 1960-1980-е годы одним из немногих московских специалистов по дворянской генеалогии. В его дом за советом приходили историки, писатели, музейные работники и другие специалисты для получения справок по родословным, атрибуции портретов, определения военной униформы, истории усадеб. Он входил в научные советы музеев, был консультантом на съемках исторических художественных и документальных фильмов.

Посетители выставки смогут увидеть уникальное собрание Ю.Б. Шмарова –оригинальные произведения живописи и графики, книги из его библиотеки, а также редкие документы и фотографии.

Юрий Борисович трепетно относился к военной истории, принадлежал к военной династии и нес службу в 13-м Нарвском гусарском полку. Он считал несправедливым забвение исторических фактов и биографий русского офицерства. В память об этом уникальном человеке, посвятившему жизнь сохранению нашего культурного наследия, основной темой экспозиции станет история российской императорской армии и флота, будут показаны портреты и документы как знатных, так и малоизвестных военных династий. Недаром известный телеведущий В. Молчанов в завершении единственного телеинтервью Ю.Б. Шмарова сказал: «Мы можем и должны поклониться этому русскому духу, может быть, последнему гусару, Юрию Борисовичу Шмарову».

 
Ещё одна попытка повторить тот же эксперимент.
Шикарный абзац там встретил

Со времени первой выставки «Портретов неизвестных» прошло чуть более 40 лет. Музейная коллекция пополнилась не одной сотней портретов. Сегодня в музее активно развивается систематическая работа по атрибуции портретов, разработана методика изучения и определения портретов (автор Т. Г. Дмитриева), которая включает комплекс научных подходов — историко-предметный метод, анализ смешанно-восходящей родословной, привлечение достоверного иконографического ряда. Все это требует от специалистов обширных историко-культурологических и специальных знаний и одновременно профессионального чутья и интуиции.

Конечно же я могу и ошибаться, но полная софистика и графомания. Само по себе это неплохо, раньше бы читал и восторгался, а сейчас читаю и улыбаюсь.
Методика изучения разработана, вполне возможно читают за деньги лекции, может даже патентуют чего то там. А делов то как и двести лет назад - нужны знания, то есть читай книги и нужно профессиональное чутье, то есть смотри и щупай картины. Все это и поиск в библиотеках и даже в интернете и есть методика определения сваленных штабелями во время революции портретов.
 
Шикарный абзац там встретил

Со времени первой выставки «Портретов неизвестных» прошло чуть более 40 лет. Музейная коллекция пополнилась не одной сотней портретов. Сегодня в музее активно развивается систематическая работа по атрибуции портретов, разработана методика изучения и определения портретов (автор Т. Г. Дмитриева), которая включает комплекс научных подходов — историко-предметный метод, анализ смешанно-восходящей родословной, привлечение достоверного иконографического ряда. Все это требует от специалистов обширных историко-культурологических и специальных знаний и одновременно профессионального чутья и интуиции.

Конечно же я могу и ошибаться, но полная софистика и графомания. Само по себе это неплохо, раньше бы читал и восторгался, а сейчас читаю и улыбаюсь.
Методика изучения разработана, вполне возможно читают за деньги лекции, может даже патентуют чего то там. А делов то как и двести лет назад - нужны знания, то есть читай книги и нужно профессиональное чутье, то есть смотри и щупай картины. Все это и поиск в библиотеках и даже в интернете и есть методика определения сваленных штабелями во время революции портретов.
И это тоже... Но новые методики и технологии есть. Я правда, особо не погружался в определение портретов, но за 52 с лишним года многое изменилось и документов много в научный оборот запущено.
 
И это тоже... Но новые методики и технологии есть. Я правда, особо не погружался в определение портретов, но за 52 с лишним года многое изменилось и документов много в научный оборот запущено.
Да делов то, надо пару пустяков - Facial Recognition Technology плюс машину времени, а то развели бардак под названием - вековые тайны русской истории.. :wub:
 
Симпатичная обложка, но подозрительно мало текста на страницах..

i711371.jpgi711371-1.jpgi711371-2.jpgi711371-3.jpg

Кабинеты редкостей. Коллекционирование как страсть
Морьес Патрик


Европейские музеи появились благодаря личным коллекциям королей, герцогов и маркизов, таких как император Рудольф II, Альбрехт Баварский, Фердинанд Тирольский, представители династий Медичи, д’Эсте, Гонзага. Хотя порой и может показаться, что все эти изумительной красоты произведения искусства и диковинные старинные экспонаты сами собой выросли в музейных залах. Начало так называемой культуры любопытства было положено в XVI веке появлением кабинетов редкостей — комнат, в которых фанатично и скрупулезно по шкафам и шкафчикам, ящикам и ящичкам, стенам и столам располагались вещицы из мира искусства и природы, от обескураживающе безобразных до божественно прекрасных. Желание установить связь между природой и искусством, страсть к изучению мира и стремление разгадать его тайны, географические открытия, прогресс и даже простая необходимость держать в руках нечто материальное на фоне стремительно меняющейся жизни — вот главные причины возникновения кабинетов редкостей, до сих пор существующих в обличии музеев, галерей и частных собраний. Термин «кабинет искусств и редкостей» входил в употребление постепенно. Поначалу его использовали для обозначения замкнутого помещения, зачастую тесного и скрытого от посторонних глаз, предназначенного исключительно для использования доступного пространства и научного массива объектов, собранных вместе главным образом для изучения, а не для выставления на всеобщее обозрение. Во Франции XIV века предшественники этих кабинетов назывались estudes, а в Италии XV–XVI веков они стали известны как studioli. Около 1550 года в немецком языке появилось слово Kunstkammer («комната искусств»), к которому вскоре присоединилась Wunderkammer («комната чудес»). В конце XVI века эти два термина объединились в Kunstund Wunderkammer. В наше время почти повсеместно принятые немецкий термин и его национальные вариации (cabinet d’art et de curiosite, camera d’arte e di meraviglie и др.) тем не менее в течение многих лет конкурировали с более широко используемыми обозначениями, заимствованными, в частности, из мира театра (theatrum mundi, theatrum sapiente), музеев, promptuaria (хранилищ), архивов и кабинетов древностей, редкостей и диковинок.
 
Ковыряясь на Avito, случайно обнаружил объявление на скупку какой-то Питерской антикварной лавки. А там вот такая заставка. Картина тоже иностранная, но чья?
 

Вложения

  • Screenshot_7.jpg
    Screenshot_7.jpg
    295.3 KB · Просмотры: 54
Класс! Подпись теперь понятна: Kern H. 1904. По ссылке картина датируется 1906-м годом. Видимо, дата поступления в Кунстхалле Бремена.
А вот ещё один до боли знакомый персонаж, обсуждавшийся в теме "Переходи на живопись". Весьма по прикиду похож на портретируемого музыканта. Даже шатлен, вроде, одинаковый. Но автор другой. Может, одного и того же музыканта писали ? Или кто-то Керна интерпретировал?
 

Вложения

  • Screenshot_1.jpg
    Screenshot_1.jpg
    134.9 KB · Просмотры: 49
Ещё пара картин Hermann Armin von Kern на тему коллекционирования. Зацепил!
 

Вложения

  • xudozhnik_Hermann_Kern_04.jpg
    xudozhnik_Hermann_Kern_04.jpg
    133.9 KB · Просмотры: 45
  • The_Old_Antiquarian.jpg
    The_Old_Antiquarian.jpg
    430.6 KB · Просмотры: 42
  • xudozhnik_Hermann_Kern_18.jpg
    xudozhnik_Hermann_Kern_18.jpg
    113.9 KB · Просмотры: 44
А вот ещё один до боли знакомый персонаж, обсуждавшийся в теме "Переходи на живопись". Весьма по прикиду похож на портретируемого музыканта. Даже шатлен, вроде, одинаковый. Но автор другой.
Не только автор другой, но и написано то на полвека позже. К сожалению это очень частое явление в этом деле, когда копируют работы других художников.

Кстати, вот нашел и оригинал Грютцнера, с которого написана и приобретенная мною поздняя копия. Самое важное то, что качество письма Грютцнера гораздо выше.

Eduard Theodor Ritter von Grützner.jpg20230524_084705-1.jpg

Или вот еще поздняя копия Фальстафа грютцнеровского
gri.jpggri1.jpg

Тут просто надо определиться, если покупать чего для души или все же исходить от авторства работы - на копиях ничего не заработаешь.

Может, одного и того же музыканта писали ? Или кто-то Керна интерпретировал?

Обычно художники брали натурщиков и с них писали картины. Ну а поздний подражатель мог и максимально скорпировать картину, а мог и придумать пару своих "кадров" из жизни.
 
Не только автор другой, но и написано то на полвека позже. К сожалению это очень частое явление в этом деле, когда копируют работы других художников.

Кстати, вот нашел и оригинал Грютцнера, с которого написана и приобретенная мною поздняя копия. Самое важное то, что качество письма Грютцнера гораздо выше.

Посмотреть вложение 345718Посмотреть вложение 345719

Или вот еще поздняя копия Фальстафа грютцнеровского
Посмотреть вложение 345720Посмотреть вложение 345721

Тут просто надо определиться, если покупать чего для души или все же исходить от авторства работы - на копиях ничего не заработаешь.



Обычно художники брали натурщиков и с них писали картины. Ну а поздний подражатель мог и максимально скорпировать картину, а мог и придумать пару своих "кадров" из жизни.
Вот это меня и интересует в первую очередь. Или это копия с чьей-то работы, или самостоятельная фантазия на тему, навеянная персонажами и стилистикой аналогичных жанровых картин более раннего периода.
Обычно, копии художники не подписывали. В России и СССР практиковалось писать: "С к(артины) того-то и того-то...". Как кстати, и на последнем фото выставленной тобой работы. А если на копии стоит подпись типа автора первоисточника, то это уже подделка. Интересная заметка по этому поводу у Гиляровского, когда Репин увидев на базаре копию своей работы, подписанную как Репин, добавил своей рукой: "Это не Репин!". И работа хорошо продалась.
Интересных моментов с подписями художников тоже предостаточно. Тот же Ю, Ю. Клевер подписывал работы своих учеников, чтобы они хорошо продавались.
 
Вот это меня и интересует в первую очередь. Или это копия с чьей-то работы, или самостоятельная фантазия на тему, навеянная персонажами и стилистикой аналогичных жанровых картин более раннего периода.
Чтобы это узнать, надо всего лишь найти эту чью-то работу. Только и всего. :drinks2:
Обычно, копии художники не подписывали. В России и СССР практиковалось писать: "С к(артины) того-то и того-то...". Как кстати, и на последнем фото выставленной тобой работы.
Да, написано "Nach Grützner"
А если на копии стоит подпись типа автора первоисточника, то это уже подделка.
Это само собой понятно, тут дело больше в красоте. То есть и подделка бывает хороша, и оригинал бывает не очень. Но денег стоит именно имя.
Интересная заметка по этому поводу у Гиляровского, когда Репин увидев на базаре копию своей работы, подписанную как Репин, добавил своей рукой: "Это не Репин!". И работа хорошо продалась.
Интересных моментов с подписями художников тоже предостаточно. Тот же Ю, Ю. Клевер подписывал работы своих учеников, чтобы они хорошо продавались.
Частные случаи из жизни живописцев. Здесь не может быть никакой логики и последовательности.
 
Вообще разные были коллекционеры. Например, Феликс Евгеньевич Вишневский, который считался абсолютным профессионалом, всю жизнь проходил в одном пасхальном костюме и с одним портфелем — как у Михаила Жванецкого. Но в этом потертом портфельчике всегда лежало не меньше тридцати тысяч рублей. Невероятная сумма по советским временам! При этом в его доме, заставленном артефактами так, что не пройти, никогда не было сахара, и, если мы ходили к нему в гости, сахар обычно приносили с собой. Однажды даже собирались в складчину купить Вишневскому новые штаны. А вот Александр Рабинович, который работал в «Новом русском слове» в Нью-Йорке, знаменит был тем, что буквально за один месяц в его жизни произошло сразу три фундаментальных события: он издал книгу «Твои враги, комсомол», отпраздновал двадцатипятилетие, раскалывая грецкие орехи слитком золота в двенадцать килограммов, и сел на десять лет за контрабанду. И это тоже судьба советского коллекционера.
Десятников В. Собиратель. – Новый мир. – 2007. – № 11. – С. 150–162. – (Мир искусства).

Феликс Евгеньевич Вишневский не любил, когда его называли коллекционером. Он считал себя собирателем: живопись и скульптура, гравюры и акварели, фарфор и фаянс, мебель и часы, шитьё бисером и жемчугом – всё привлекало его внимание.

wich.jpg



Феликс Евгеньевич Вишневский не любил, когда его называли коллекционером. Он считал
себя собирателем: живопись и скульптура, гравюры и акварели, фарфор и фаянс, мебель и
часы, шитье бисером и жемчугом --все привлекало его внимание. Знатоком почерков
художников, стилей и самих материалов -"вещевиком", как говорят музейные
работники, он был редкостным. К нему не раз обращались музеи страны. Авторитет у него
был высочайший. Ко всему прочему, Феликс Евгеньевич был мастером на все руки. Он мог
починить старинные часы с боем, собрать из бронзового лома стильную люстру пушкинского
времени, переплести книгу, но все-таки мастерство его как реставратора мебели заслуживает
особых похвал. Здесь ему мало найдется равных. Он любил, ценил и знал особенности всех
видов работ с применением разных пород дерева. Отреставрированная им мебель,
украшенная мозаикой из дерева --интарсией и маркетри, вызывает восхищение посетителей в
музеях-усадьбах Останкино и Кусково, в краеведческих музеях Серпухова и Дмитрова.
Из тех денег, что зарабатывал Феликс Евгеньевич, на себя он тратил минимум. Все было
отдано одной, но пламенной страсти”. Итогом собирательства Ф. Е.
Вишневского явилось создание Музея В. А. Тропинина и московских художников его
времени, который он подарил в 1969 году родному городу --Москве. На это ушла вся жизнь
без остатка.
Мое знакомство с Ф. Е. Вишневским произошло еще в студенческие годы в залах
Третьяковской галереи. Я в ту пору писал курсовую работу на тему "Портрет
неизвестного. Скульптура К. Б. Растрелли". Однажды, придя в Третьяковку пораньше,
чтобы не мешать посетителям, я скрупулезно перерисовывал в тетрадь дворянский герб с
постамента скульптуры. Недалеко от меня пожилой лысый мужчина, как я понял --
реставратор, изучал в крупную лупу трещины красочного слоя --кракелюры --на портретах
первой половины XVIII века --времени, к которому относится и скульптурный портрет
работы К. Б. Растрелли. Мимо проходила старейшая сотрудница галереи С. И. Битюцкая.
Мужчина почтительно поздоровался и показал ей какую-то фотографию.
--Помилуйте,--сказала Софья Иннокентьевна,--разве здесь можно что-либо разобрать? Надо
бы сделать с вашей печной заслонки рентгенограмму.
--Портрет пока не у меня,--заметно гундося, ответил мужчина. И добавил, как-то смешно
пришлепывая губами: --Игра вроде бы стоит свеч.
--Рискните, ведь чутье вас, Феликс Евгеньевич, никогда не обманывало. --И Битюцкая
раскланялась.
Улучив момент, я представился моему соседу и попросил у него лупу, чтобы повнимательней
рассмотреть герб на постаменте скульптуры. Мне показалось, что гравированный рисунок
герба сделан неумелой рукой и разительно отличается от самого мастерски исполненного
портрета.
--Этот герб пробовали расшифровать многие, --сказал Феликс Евгеньевич. --Впрочем, быть
может, вы будете более удачливы.
Я рассказал о скромной задаче своего исследования. Среди искусствоведов, добавил я,
существует мнение, что это портрет петровского сподвижника --генерал-фельдмаршала,
сенатора Якова Брюса.
--Думаю, что эта версия не имеет достаточных оснований,--заметил Феликс Евгеньевич. --
Графство Брюсу было пожаловано в 1721 году. Его герб представляет собой щит с
Андреевским крестом, который вписан в центр другого щита, разделенного на четыре части.
Как видите, герб на постаменте скульптуры другой. К тому же в гербе Брюса вместо перьев
на шлеме изображено, как сказано в описании герба, плечо вооруженное.
Я был поражен памятью и эрудицией Феликса Евгеньевича. Он тут же продиктовал мне
список трудов по русской геральдике В. К. Лукомского и рекомендовал внимательно изучить
Подробный словарь русских гравированных портретов Д. А. Ровинского в
четырех томах, вышедший в 1887 году.
--Портрет этого вельможи работы К. Б. Растрелли,--продолжал Вишневский,--ранее был в
галерее О. И. и Л. Л. Зубаловых. В 1924 году он поступил в Государственный музей
 
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а оттуда --в Третьяковскую галерею. В 1939
году портрет экспонировался на ретроспективной выставке в Государственном Эрмитаже. Я
творчеством Растрелли специально не занимался, --закончил Вишневский. --Если у меня
появятся какие-то новые данные, непременно поставлю вас в известность.
Мы обменялись телефонами.
--Простите,--полюбопытствовал я,--а не родственник ли вы тех Вишневских, на заводе
которых отливали для Москвы памятник хирургу Пирогову?
--И не только Пирогову, но и Гоголю,--с гордостью ответил Феликс Евгеньевич.--Жаль
только, что памятник этот перенесли.
Из рассказа Ф. Е. Вишневского я узнал, что гениальная скульптура Н. А. Андреева в
свое время не понравилась Сталину, ездившему мимо нее на дачу в Кунцево. Дескать,
мрачный писатель получился. На Гоголевском бульваре поставили новый, столпообразный
монумент, а мировой шедевр убрали с глаз долой во двор дома на Суворовском бульваре, где
жил и умер писатель.
Как только Феликс Евгеньевич закончил свою работу у портретов А. П. Антропова и И. П.
Аргунова, я попросил разрешения проводить его. Пока мы шли залами галереи, Феликс
Евгеньевич рассказал, что у него есть на примете живописный портрет, похожий по
возрасту и письму на работу И. П. Аргунова. В годы войны этот портрет
висел у хозяев рядом с трубой буржуйки, отчего основательно прокоптился. Так как
покрывной лак спекся и стал непроницаемым, трудно даже предположить, кто изображен на
портрете. Единственное, что хорошо сохранилось, --это узкая полосочка портрета, которая
была под рамой. Вот она-то и подсказала Ф. Е. Вишневскому, что покупка может быть
удачной. Едва ли не все девяносто процентов своих покупок, как рассказал Феликс
Евгеньевич, он совершал именно в тех случаях, когда исход дела был непредсказуем --то ли
это действительно шедевр, то ли просто печная заслонка. В самом процессе
выявления на свет божий произведения искусства и состояла, если можно так
выразиться, главная страсть Ф. Е. Вишневского-собирателя.
Здесь уместно сказать, что Феликс Евгеньевич обладал поистине гениальной интуицией.
Конечно, огромную роль сыграло то, что он родился и вырос в семье, где ценили и понимали
искусство. Его отец, Евгений Феликсович, в 20-е годы работал в Коллегии по делам музеев и
охраны памятников старины. В 1919 году в отдел по охране памятников пришел и
семнадцатилетний Феликс Евгеньевич. К тому времени он был уже собирателем со стажем. В
его коллекции были живопись, графика, прикладное искусство. Художественного или
искусствоведческого образования Ф. Е. Вишневский не получил. Как ни крути, а в прошлом
его отец был хотя и не очень богатым, но хозяином бронзолитейного завода. С такой
родословной в 20-е годы трудно было поступить в университет. К тому же в конце 20 --30-х
годах за Феликсом Евгеньевичем был негласный надзор. Его собрание несколько раз
арестовывалось.
Расцвет собирательской деятельности Ф. Е. Вишневского падает на послевоенную пору. В то
время в Москве было несколько крупных антикварных магазинов. Самый известный и
богатый был на Арбате --в начале улицы, с левой стороны, когда идешь от метро
Арбатская. Вишневского там можно было видеть часто. Когда мы
познакомились с Феликсом Евгеньевичем, его собрание было уже
укомплектовано не менее чем на восемьдесят процентов. Службу в
должности экспедитора одного из чиновничьих ведомств Вишневский к тому времени
оставил и целиком отдал себя любимому делу. Надо сказать, что цены в антикварных
магазинах, если мерить сегодняшними мерками, тогда были невысокие. Феликсу
Евгеньевичу подчас удавалось покупать старые, невзрачного вида холсты по 15 --30 рублей.
Но он-то знал, что покупал. После того как холст был очищен от грязи и установлено
авторство художника, цена картины нередко возрастала в несколько десятков, а то и в сто раз.
Если картина не вливалась в собрание, Вишневский продавал ее другим коллекционерам, а
на вырученные деньги охотился за произведениями В. А. Тропинина и других
 
художников первой половины XIX века.
Зайдя как-то в комиссионный магазин, Феликс Евгеньевич обратил внимание на
потемневший от времени портрет дамы с собакой. Продавец сказал, что портрет был в
хорошей раме. Раму купили, а на портрет покупателя пока не нашлось. Лицо женщины
показалось Вишневскому знакомым, но сразу он не смог вспомнить, кого она ему
напоминает. Заметим, что память на лица у Феликса Евгеньевича была уникальная. В этом я
потом много раз убеждался. Бывало, приведу к нему в гости своих знакомых, он и всего-то их
один раз видел, а на улице встретит --и обязательно поздоровается и назовет по имени и
отчеству.
Обнаружив в комиссионном магазине портрет дамы с собакой, Феликс Евгеньевич решил его
не упускать, хотя цена на него была довольно высокая. Риск оправдался. Теперь этот портрет
--среди шедевров Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени.
На портрете работы Е. Плюшара изображена выдающаяся певица --друг И. С. Тургенева
Полина Виардо.
Надо сказать, что, прежде чем принять на комиссию и пустить в продажу то или иное
произведение, на его вывоз за границу выдается специальное разрешение экспертной
комиссии. В тех случаях, когда комиссия давала явно необоснованное разрешение на
продажу и вывоз за границу произведения искусства, являющегося национальным
достоянием, Феликс Евгеньевич считал своим гражданским долгом обязательно исправлять
такого рода промашки почтенных искусствоведов. Впрочем, искусствоведы, дававшие
разрешения на вывоз за границу художественных ценностей, не всегда были почтенны. Чуть
ли не весь состав продавцов и искусствоведов антикварного магазина на Арбате
неоднократно арестовывался, пока наконец магазин и вовсе не закрыли, а само здание не
снесли с лица земли, чтобы не маячило бельмом на глазу. Сколько наших национальных
ценностей из того магазина ушло за границу, трудно даже представить. Без преувеличения
можно сказать, что вырученной на этих грязных сделках валютой можно покрыть четверть
пути нынешнего пешеходного Арбата.
Феликсу Евгеньевичу, как немногим другим, хорошо было известно, что антикварные
магазины, и не только в Москве, но и в других крупных городах, были широко открытыми
воротами, через которые ушли за границу многие художественные ценности. К сожалению, у
нас до сих пор не опубликованы полные каталоги проданных вещей даже из
Государственного Эрмитажа, из Музеев Кремля и Государственного музея изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина.
--Вот, глядите,--показывал он мне увесистые каталоги немцев, разыскивающих по всему
свету пропавшие у них во время Второй мировой войны художественные ценности. И
сокрушенно добавлял: --А мы так до сих пор и не удосужились издать каталог своих пропаж
ни во время революции, ни в двадцатые --тридцатые годы, ни в годы Отечественной войны.
Феликс Евгеньевич считал, что издание каталогов художественных ценностей --один из
показателей уровня национального самосознания народа, цивилизованности страны.
Все те безобразия, которые творились да и по сей день творятся в нашем Отечестве в части
закулисной торговли святынями, считал Ф. Е. Вишневский, во многом объясняются тем, что
широкая художественная общественность, не имея каталогов, не может контролировать
подобные сделки. Попробовал бы какой-нибудь слуга народа при наличии у
общественности каталогов продать картину из Эрмитажа или подарить реликвии из Музеев
Кремля. Если учет проданных вещей (хотя подчас намеренно запутанный) в музеях все-таки
велся, то учет ушедшего за границу через комиссионные магазины просто-напросто
отсутствует. Можно понять негодование Вишневского, когда он рассказывал, как бойкие
толстосумы на его глазах спешили оплатить свои покупки, сделанные, по существу, за
бесценок. Увозились иконы, картины, скульптуры, произведения придворного ювелира Карла
Фаберже, посуда из разрозненных императорских сервизов. После того как в Москве был
упразднен единственный в своем роде Музей мебели, уникальное собрание его фактически
было расхищено

viardo.jpg
 
wich1.jpg

Со своими скромными средствами Ф. Е. Вишневский мог приобрести для будущего Музея В.
А. Тропинина лишь то, что никак нельзя было упускать. Если зарубежные покупатели нашего
антиквариата имели для этого достаточно средств и даже содержали у нас своих
комиссионеров, то рядовой служащий Ф. Е. Вишневский, собирая Музей В. А. Тропинина,
мог полагаться лишь на свой вкус, интуицию и изумительно цепкую художническую память.
Как-то в конце 40-х годов, рассказывал Ф. Е. Вишневский, по экспедиторским делам ему
пришлось побывать на складе мебели: надо было отобрать столы и стулья для зала заседаний
учреждения, где он служил. Хранилище, или Госфонд, как оно называлось, находилось за
городом. Туда было свезено оборудование из разных упраздненных ведомств, а также мебель
из квартир арестованных врагов народа. Вместе с рабочими погрузили в
машины отобранные столы и стулья и собирались уезжать. Во дворе склада в лужах
растаявшего снега Вишневский увидел разломанный на части старинный резной шкаф.
Предупредив завскладом, что вещь может быть раздавлена машинами, Феликс Евгеньевич
хотел собрать и занести шкаф в склад. Завскладом воспротивился, сказав, что шкаф списан и
подлежит уничтожению.
--Если вы сможете собрать и склеить этот хлам, то возьмите его лично себе, --сказал
завскладом и стал бросать стенки, дверцы, резьбу от шкафа в кузов машины.
Вишневский привез шкаф и сложил разрозненные части на террасе дачи в
Лосиноостровской, где он жил. Часто Феликс Евгеньевич останавливался, чтобы
полюбоваться деталями резного шкафа --бывшего лома или
хлама по выражению завскладом. Больно уж красива была резьба по дереву.
вот однажды Вишневский купил в букинистическом магазине, что был рядом с
Театром имени М. Н. Ермоловой, на Тверской улице, первый том каталога старинной мебели.
Второй том каталога находился в витрине магазина, и продавец отказался его продать.
Дескать, когда рекламу будем менять, тогда и продадим. Вишневскому
пришлось захаживать в магазин целый месяц, пока он не приобрел второй том каталога. Надо
сказать, что работа по изучению всевозможных каталогов была, пожалуй, самым
увлекательным чтением для Феликса Евгеньевича. И в тот раз, сев в электричку, чтобы ехать
к себе в Лосиноостровскую, он раскрыл купленный каталог, решив полюбоваться
иллюстрациями. Каковы же были его изумление и радость, когда на первой же странице он
увидел дверцы шкафа, который лежал у него на террасе. Пока ехал, все боялся, чтобы соседи
по неведению не сожгли его драгоценный шкаф. Действительно, шкаф был драгоценный. В
каталоге было сказано, что он датируется XVI веком и принадлежит к числу самых
выдающихся произведений мебельного искусства.
Этот шедевр ныне находится в экспозиции Государственного музея изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина. Посетители могут увидеть и табличку с указанием, что шкаф
подарен музею Ф. Е. Вишневским.
Дар музеям --это особая статья в просветительской и благотворительной деятельности
Феликса Евгеньевича. Его подарки находятся более чем в двадцати музеях нашей страны: в
Иркутске и Якутске, в Дмитрове и Серпухове, Рязани и Вологде... Всего им подарено музеям
свыше семисот произведений искусства. И все-таки больше всего его трудам и заботам
обязан Московский литературный музей А. С. Пушкина, что в Хрущевском переулке.
Собирательство Ф. Е. Вишневского было не просто приобретением драгоценных музейных
вещей, но прежде всего делом служения Отечеству. Образ жизни Феликс Евгеньевич вел
бивуачный --все время с недосыпом. Да и где тут за всем поспеть, когда каждый день надо
было держать руку на пульсе антикварных, букинистических, мебельных магазинов,
навещать друзей, при жизни отказавших ему старинные семейные реликвии. Много времени
занимала работа в библиотеках. Феликс Евгеньевич был читателем Ленинской и
Исторической библиотек, а также книгохранилищ всех крупных музеев столицы. Было бы
неправильно думать, что Ф. Е. Вишневский полагался в своей собирательной работе только
на компетентных консультантов да на свои глаз и чутье. Нет, он был профессиональным
историком искусства, эрудитом. Открытия и находки Ф. Е. Вишневского, касающиеся не​
 
Сверху