Переходи на живопись - Интересно, те двое за окном - Иоаким и Анна?

Андрей Пустоваров

Супер-Модератор
Регистрация
15 Фев 2009
Сообщения
55,444
Реакции
27,033
Возраст
53
Адрес
Deutschland
Лука́ (греч. Λουκᾶς) — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором. «Мураториев канон» сообщает, что Лука также был знатоком права, поэтому сопровождал апостола Павла в качестве юриста.

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

Первое упоминание о нем, как о живописце, создавшем первую икону с изображением Богородицы, появляется в VI веке в «Церковной истории» Федора Анагноста. Предание рассказывает, что апостол Лука пытался по памяти написать портрет Марии с младенцем, но у него ничего не получалось – через много лет он почти забыл ее лицо. Когда он после множества попыток почти уже отчаялся, Богоматерь сжалилась над ним и явилась ему, чтобы позировать.

edrt.jpg

Рогир ван дер Вейден «Святой Лука пишущий портрет Мадонны с Младенцем». 137 × 110 см (Бостонская версия)
 
Первое упоминание о нем, как о живописце, создавшем первую икону с изображением Богородицы, появляется в VI веке в «Церковной истории» Федора Анагноста. Предание рассказывает, что апостол Лука пытался по памяти написать портрет Марии с младенцем, но у него ничего не получалось – через много лет он почти забыл ее лицо. Когда он после множества попыток почти уже отчаялся, Богоматерь сжалилась над ним и явилась ему, чтобы позировать.

Посмотреть вложение 374465

Рогир ван дер Вейден «Святой Лука пишущий портрет Мадонны с Младенцем». 137 × 110 см (Бостонская версия)
Интересно, те двое за окном - Иоаким и Анна?
 
Интересно, те двое за окном - Иоаким и Анна?
Много кому интересно.. Кстати, в Эрмитаже тоже есть «Святой Лука пишущий портрет Мадонны с Младенцем» руки Рогира ван дер Вейдена. Наверное в искусствоведческих кругах ее назывют авторской копией?

igf1.jpg
 
Я люблю нырять в средневековую живопись. Когда много через себя ее пропускаешь, то начинаешь чувствовать ее по другому, глубже, шире. Раньше как и все не ходил в художественные музеи. Потом что то зацепило, но как и многие останавливался у картины на 10-15 секунд. Сейчас могу и пятнадцать минут смотреть. Тут еще дело в том, что в таких картинах много сюжетов, деталей, смыслов этих деталей. Это по сути не фотография, а фильм.

Вернемся к этим двум фигурам.

igf2.jpg

Позади главных действующих лиц на балконе видны две небольшие фигуры, облокотившиеся на балюстраду. Это мужчина и женщина, искусствоведы предполагают, что это родители Марии – апокрифические Иоаким и Анна. Мужчина указывает на что-то, его жест направлен в сторону города. Занятно, что обычно сдержанный живописец изобразил хулиганский эпизод: горожанин на набережной мочится на стену. Возможно, на это безобразие человек на балконе и указывает своей спутнице. Похоже, некая «брейгелевская» шаловливость была свойственна и ван дер Вейдену.

igf.jpg
 
Некоторые наблюдения

Картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» , фламандского художника Рогира ван дер Вейдена, написана в 1440 году. Оригинал находится в Музее изящных искусств в Бостоне, очень хорошая копия — в Старой пинакотеке в Мюнхене. Другие копии можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в музее Грунинге в Брюгге. Композиция очень похожа на «Мадонну канцлера Ролена» Яна ван Эйка (ок. 1435 г., Лувр)


Weyden_madonna_1440.jpg La_Vierge_du_chancelier_Rolin.jpg

Справа «Мадонна канцлера Ролена» (нидерл. De Maagd van kanselier Rolin) — картина нидерландского художника Яна ван Эйка, датируемая 1435 годом.

На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и сидящая напротив канцлера Ролена. Действующие лица располагаются в итальянской лоджии, декорированной колоннами и барельефами. На дальнем плане виднеется город с пересекающей его рекой. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена. Некоторые из многочисленных земельных владений канцлера в окрестностях Отёна включены в пейзаж.

Вероятности и символы...

Маленький сад с цветами роз, ирисов, ландышей, пионов, видимый за колоннами лоджии, символизирует «Запертый сад» (hortus conclusus), непорочность Девы Марии. Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облачённом в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят автопортрет художника. (На автопортрете Яна ван Эйка из коллекции Национальной галереи в Лондоне («Портрет человека в красном тюрбане») мы замечаем на художнике такой же красный тюрбан). Рядом с фигурами видны два павлина, символы бессмертия и гордости.
 
Повторяюсь

Позади сада просматриваются две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облачённом в синие одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят автопортрет художника. (На автопортрете Яна ван Эйка из коллекции Национальной галереи в Лондоне («Портрет человека в красном тюрбане») мы замечаем на художнике такой же красный тюрбан). В черном головном уборе смотрит на что-то невидимое зрителю Хуберт, старший брат и учитель Яна, рано ушедший из жизни (1426). Но это всё вероятности, версии, толкования. Современные толкования


ecco1.jpg Portrait_of_a_Man_in_a_Turban_(Jan_van_Eyck).jpg

Общепризнанное название картины «Портрет человека в красном тюрбане» не вполне точно: на самом деле на голове модели изображен не тюрбан, а распространенный в средневековье шаперон — головной убор напоминающий капюшон, сложенный таким образом, что напоминает тюрбан.
 
Если Ван Эйк изобразил себя и брата, а ван дер Вейден, повторяя сюжет, изобразил Иоакима и Анну, то кого изобразил на мосту неизвестный художник на картине, датируемой 1475-м годом?


nereer.jpg ecco4.jpg
 
И напоследок картина Иеронима Босха «Ecce Homo», датируемая 1480—1485 гг. Доска, масло. 75 × 61 см, Штедель, Франкфурт-на-Майне

ecco5.jpg
 
Не будем зацикливаться на композиции. Найдем у Босха мост.

ecco.jpg

Те же две фигуры на мосту...

ecco6.jpg

Ну и такие толкования


На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе, ответственного рубежа, требующего духовного преодоления, открывается панорама обычного брабантского городка с крепостными башнями, собором, домами, увенчанными высокими ступенчатыми фронтонами. На балконе одного из домов (видимо, ратуше) появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте — как знак «неверных» — символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа отождествляются с мусульманским миром, который в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.
.......

Художники эпохи следили за работами друг друга, не стеснялись заимствовать у коллег по цеху интересные находки, сюжеты, детали, иногда даже не задумываясь об их первоначальном смысле. После реставрации на картине Босха проступили контуры фигур донаторов, позднее записанные. Присутствуют у него и два наблюдателя на мосту, которые в контексте сюжета могут олицетворять тех, кто отворачивается от Христа.


Дворец Пилата Босх помещает в пейзаж типичного нидерландского города (правда, мусульманский полумесяц на флаге у ратуши и золотой идол у моста говорят о том, что изображен древний Иерусалим): евангельская легенда облекается в плоть современной художнику и зрителю повседневности.


В общем как обычно опять приходим к неутешительному выводу, что
аспект восприятия (морально-назидательного, любовно-эротического или философско-теологического) зависит от степени образованности конкретного зрителя.
 
Сверху