Едем в Мехелен

Икона Божией Матери Богоматерь чудес — список с чудотворной иконы Богородицы, по преданию написанной самим святым апостолом и евангелистом Лукой. Икона находилась в храме «Ara Coeli» (с лат. — «Жертвенник Небесный») в Риме. Икона «Богоматерь чудес» прислана с Востока Константинопольским патриархом святым Германом римскому папе Григорию II в VIII веке с целью сохранения её от иконоборцев.

В настоящее время икона «Богоматерь чудес» находится в соборе святого Румольда в городе Мехелене, Бельгия


20250316_122813.jpg 20250316_1228133.jpg
 
«Икон Матери Божией как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная» — гласит предание о жизни Пречистой. Автором первых Ее образов Церковь признает апостола Луку. По одному преданию евангелистом было написано всего три иконы Божией Матери, по другому — значительно больше, но уже после Ее Успения. Мы решили разобраться, сколько же на сегодняшний день известно Богородичных икон авторства св. Луки и какие это образы.

В настоящее время на канонической территории Русской Православной Церкви находится 10 икон Царицы Небесной, предположительно, написанных св. Лукой. Еще 21 образ пребывает на Западе, в том числе на горе Афон, 8 из них — в Риме.


Среди икон Пречистой, которые, по преданию, написаны св. апостолом, наиболее известны следующие: Владимирская, Киккская, Иерусалимская, Федоровская, Иверская, Хахульская, Смоленская, Корсунская, Сумельская, Филермская, Тихвинская, Ченстоховская, Виленская, Влахернская, Холмская, Минская, Вифлеемская. Католическим западом евангелист также признается первым иконописцем, там почитают следующие образы: Santa Maria del Popolo, Santa Maria della Grazia, Santa Maria Maggiore, Santa Maria della Consolazione и др.

Причем речь идет только о самых древних списках — ни одной подлинной иконы св. апостола Луки, к сожалению, не сохранилось, что и вызывает у некоторых сомнения об истинном авторстве. Известный русский иконописец и богослов 20 в. Леонид Успенский на этот счет выразился так: “…иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой, ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных евангелистом Лукой”.
 
В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон...» (1897 г.) приводится подробное описание первых Богородичных образов. “Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке”. К этому типу, к примеру, относятся Смоленская, Тихвинская, Ченстоховская, Вифлеемская иконы Богородицы. “Две другие же называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского. На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою” ("Хахульская" и "Филермская" подходят к данному описанию). “На другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой — Милостивою-Киккской, от горы Кикос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипр”. Этому описанию соответствуют сам Киккский, Корсунский и Владимирский образы Царицы Небесной. Подлинник последней, по преданию, был написан св. Лукой на доске стола, за которым Святое семейство совершало трапезу — возможно, это и есть общий первообраз для этой подгруппы икон. “Считается, что эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назареям, то есть благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка”. Предания о большинстве из перечисленных икон содержат схожие сведения об их начальных перемещениях. Предположительно, в 5 в. иконы, написанные св. Лукой, были привезены из Египта в Византию, а после 10-11 вв. начали распространяться по нынешней России, Сербии, Грузии и других странах.

В Россию пришли все три типа Богородичных икон. Среди них самые яркие примеры — Владимирская Милостивая, Смоленская Одигитрия и Филермская. Принесены на русские земли из Константинополя они были около 11-12 вв.


ladw.jpg
Владимирская икона Божией Матери. 12 в. Византийская иконопись
smolen.jpg
Смоленская икона Богородицы. Дионисий, 15 в. Русская иконопись




filem.jpg
Филермская икона Божией Матери. Византийская иконопись


 
Сверху