Что же было до 1881 года? Если посмотреть Описные книги драгоценных вещей за 1867 – 1872 гг.
[3] (РГИА. Ф. 468, оп. 6. Д. 126), то мы наблюдаем группу «Разные вещи», из 171 предмета. Самые
большие подгруппы: «Образа» - 52 шт., «Медальоны» - 22 шт., «Кресты» - 18 шт. На эти три
подгруппы приходится 92 предметы или 54 %. Прочие изделия разных названий насчитывают 79
предметов 40 наименований, в основном с драгоценными камнями. Среди них выделяются такие
изделия, как «Колье бриллиантовое, 27 рубинов», и «Диадема, 39 рубинов», стоимостью 17 992
руб., поступившие в 1871 г. от Министра Императорского Двора, стоимостью 88 224 руб., «Колье
с сапфирами», производства фирмы «Никольс и Плинке», стоимостью 92 500 руб. (1872 г.,
«Трость, украшенная драгоценными камнями», работы ювелира Болин, 36 877 руб., вручена в 1868
г. графу Адлербергу I. «Корсаж бриллиантовый, фирмы Никольс и Плинке», 24 517 руб. (1868 г.) –
вручен княжне Имп. крови Евгении Максимилиановне Лейхтенбергской. Настольный портрет Его
Величества [Александра II] и в Бозе почившего Императоров Александра I и Николая I,
украшенные бриллиантами, работы ювелира Зефтигена, стоимостью 7 388 руб., врученный в 1867
г. Митрополиту Филарету. Перечисленные предметы в дальнейшем проходили по
соответствующим группам драгоценных изделий, кроме экстраординарной Трости, которая в свое
время вернулась в Кабинет и была вручена Турецкому Султану. Из предметов, которые в
дальнейшем проходили по группе «Разных драгоценных вещей» можно упомянуть «Серебряный
вызолоченный туалет, возвращенный в Кабинет от великого князя Михаила Николаевича,
стоимостью 5 640 руб.
В следующей Описной книге Кабинета за период с октября 1872 по декабрь 1880 г [4] (РГИА.
Ф. 468. Оп.6. Д. 289) по группе «Разные вещи» 265 предмета 32 наименований . Ассортимент:
Образа – 68 шт. шт. (35,6 %), Кресты – 20, Медальоны – 12 шт. Колье – 9, Митры и Веера – по 8
шт., Иконы – 7 шт. Все эти группы, в дальнейшем в структуре ассортимента учитываются как
самостоятельные группы. Среди других наименований, которые в дальнейшем стали учитывать
по группе «Разные драгоценные вещи» отметим Кофейники - 10 шт., Сахарницы – 6 шт., Бокалы –
6 шт. (все от магазина Брызгалова), Чайники – 5 шт., Чаши и чашки – 4 шт., Бокалы – 6. Эти
вышеперечисленные 11 наименований занимают 57 % всех предметов (1872 – 1880 гг.).
Изготовители серебряных предметов: фирмы «Никольс и Плинке", Сазиков, Овчинников. Впервые встречается фамилия ювелира Карла Фаберже, который в 1875 г. исполнил два Медальона, стоимостью 360 и 130 руб. Среди экстраординарных предметов отметим № 182. Ожерелье из 341 жемчужин, от ювелира Болина, стоимостью 57 600 руб. – вручены в 1879 г. великой княгине Анастасии Михайловне., № 239. Ожерелье из 5 рядов жемчужин, 65 311 руб.(1878 г.) и № 240. Ожерелье, от германского ювелира Левенштейна, 21 240 руб. – вручены в 1879 г. Государыне Императрице. и № 242. Ожерелья из 257 жемчужин от ювелира Вальяна, 63 00 руб. (1879 г.).
В следующей Описной книге за 15-летие 1881 – 1895 года, как указано выше, впервые встречаем новое название группы «Разные драгоценные вещи». Анализ структуры ассортимента за этот период царствования Императора Александра III дает следующие результаты:
Всего 187 изделий. Ассортимент:
Чарка – 26, Нож – 12, Стакан – 12, Сервиз – 10, Ложка – 9, Спичечница – 8. Кружка – 8.
Рамы и Рамки – 8. Пепельница – 6. Бонбоньерка – 6. Стопа – 6, Братина – 4,
Подстаканник – 4, Слон – 4, Блюдо – 4, Ларец – 4, Солонка – 4, Кубок – 3, Жбан – 3,
Ваза – 3. Канделябр – 3, Коробка – 1, Флакон – 1. Разные – 41. Итого: 146 изделий
Поставщики: Грачев – 64 . Овчинников – 59. Фаберже – 21. Хлебников- 13
Сазиков – 6. Мясоедов –3. Климов – 1. Зефтиген – 1. Петергофская фабрика – 1.
Без указания – 20 изд. Итого: 167 изд. от 10 поставщиков, включая группу обезличенных
поставщиков»
Распределение подарков: Русским подданным и Их Величествам – 104 изд.
Иностранным подданным и гражданам – 58 изд.. «Новую шнуровую книгу» – 4
Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже в своих «Записках по истории фирмы», в главе
«Кабинет его величества и заказы» раскрывает систему функционирования Кабинета по части
заготовления фонда подарков: .
«Во главе Кабинета всегда стояли военные или штатские генералы, совершенно чуждые
искусству. Тем не менее они исполняли функции художественного жюри при выборе проектов
для исполнения. Легко можно было себе представить, к чему это вело. Нравились им, конечно,
как и большинству публики, рисунки, выполненные и законченные в деталях. Основываясь на
этом, я применил следующий тактический прием. Для каждого заказа делалось несколько
вариантов проектов. Проект, который я считал лучшим, я выполнял тщательно, доводя рисунок
до большей законченности, тогда как те, которые я считал слабыми, я выполнял с меньшей
тщательностью. Эта стратегия почти всегда имела успех, то есть приводила к заказу именно того
проекта, который я предпочитал. Управляющие Кабинетом в погоне за экономией прибегали
часто к не совсем благовидным приемам. Заказав у нас вещь, они ее затем передавали как
модель другим ювелирам, которые, не неся расходов по содержанию художников, могли
исполнить дубликаты и варианты за более дешевую цену. Когда же дело касалось сложных и
спешных работ, они прибегали к фирме, зная, что она исполнит работу хорошо и к сроку. В
последнее десятилетие порядок получения заказов из Кабинета стал настолько делом
искательства и обивания канцелярских порогов, что Фаберже лично прекратил свои посещения
этого учреждения. Конечно, количество заказов от этого еще уменьшилось, но расширение
другой клиентуры и заграничные заказы вполне вознаградили фирму, и она получила
возможность применять свои силы к более интересным задачам». [2]. Обратим внимание на
замечание Бирбаума, что «в последнее десятилетие», то – есть 1908 – 1917 гг., фирма Фаберже
сократило поставку «кабинетских подарков», что мы и наблюдаем при анализе движения
предметов.
Говоря о серебряной группе, Бирбаум отмечает, что «производство их [серебряных изделий –
В.С.] началось постепенно, но сперва были мелкие предметы, мало отличающиеся по работе от
золотых, и исполнялись предыдущими мастерскими. Скоро для удовлетворения спроса
потребовалось открыть специальные мастерские. Первая из них — мастера Раппопорта —
производила очень разнообразные работы, начиная от мелких предметов письменного стопа и
кончая вазами, канделябрами и целыми сооружениями, такими как парадные декоративные
украшения обеденных столов (сюрту де табле). Самой крупной по размерам работой этой
мастерской явился сюрту де табле, исполненный по заказу Александра III для приданого его
дочери великой княгини Ксении Александровны.
Посудное серебро, то есть самовары, чайные сервизы и т. д., было специальностью мастерской
Вякиве. Так как производство столового и посудного серебра было поставлено в крупном
масштабе на Московской фабрике Фаберже, то эта мастерская играла лишь вспомогательную
роль. Серебряное производство [в Московской фабрике В.С.] заслуживает особого
внимания как по художественным достоинствам, так и по образцовой постановке производства.
Первое, что отличает московские изделия фирмы от петербургских, — это преобладание
русского народного стиля. Можно не соглашаться со многими его особенностями, с отсутствием
целесообразности в структуре, с архаичным, нарочито грубым исполнением, но все эти
временные недостатки окупались свежестью замысла и отсутствием шаблона в композициях. В
особом списке я отмечу главные работы этого рода. В большинстве случаев это братины, жбаны,
ковши, ларцы, декоративные вазы и т. п. Сюжетами служили фигуры богатырей, народные
былины и сказки, исторические события или лица — то в виде отдельных фигур или групп, то в
виде барельефов на самих предметах. Работы эти большей частью исполнены посредством
отливки с восковых моделей и лишь в одном экземпляре» [Там же]
К «дипломатическим подаркам» относят драгоценные вещи, жалуемые во время заграничных
поездок, как правило, Их Величествами. Такими подарками считаются и подношения
иностранным дипломатам и членам их свит, посещавшим Россию с визитами, и подарки,
проходившие через русские дипломатические миссии.
На рубеже XIX-XX веков Кабинет часто приобретал подарочные вещи в магазинах или имевшиеся
в ювелирных мастерских уже в готовом виде. По свидетельству главного художника фирмы
Фаберже Франца Бирбаума, во дворцы посылались вещи, из которых члены императорской семьи
выбирали понравившиеся им изделия. Дипломатические подарки являются великолепными
образцами творчества выдающихся мастеров и фирм-поставщиков Двора: Фаберже, Болина, Гана,
Кёхли, Зефтигена, братьев Грачёвых, Хлебникова, Овчинникова, Морозова и других.
В качестве подарков выбирались самые лучшие предметы декоративно-прикладного искусства.
Подарок – это «лицо державы и императора».
Анализ движения группы «Разных драгоценных вещей» через Кабинет Его Величества это
«предметная» история царствования. Нами выбран период царствования Императоров Александра III и Николая II. 1881 – 1917 гг.
Первый из подарков (предметов) Фаберже по это группе изделий – портсигар дамский, сапфир,
рубин, бриллианты, вручен 14.10.1883 в Копенгагене. Фирма Фаберже, 300 руб.
Последний предмет Фаберже по этой группе – Вазочка серебряная, Фаберже, 200 руб. – 09.
01.1917 г. и Стопа нефритовая, Фаберже, 3200 руб. – вручена 15.12. 1916 – Шаху Персидскому.
Количество институций, кому сделаны подарки по этой группе – 75. Количество персон, кому
вручены подарки – 437 чел.
Зарубежные страны: Абиссиния, Италия, Болгария, Турция, Черногория, Германия, Франция,
Англия, Китай, Япония, Монголия, Швеция. Нет Сербии и Испании.
Количество предметов, где не указан изготовитель – 47 изделий.
Всего вручено по всей группе – 1502 изделий, в том числе от фирмы Фаберже 522 (34, 8 %)
Из них: 1. Ковши – 180 шт., из них Фаберже – 113 шт. 2. Братины Фаберже – 37 шт. 3. Часы
настольные Фаберже – 30 шт.