ОВ-2 степени 592037

bob-1976

Местный
Регистрация
28 Сен 2014
Сообщения
394
Реакции
1
Адрес
Россия
Указ от 24.01.1947
по опытному заводу главного конструктора академика А.А.Микулина № 300 министерства авиационной промышленности.

орден Отечественной войны 1 ст.-5
орден Отечественной войны 2 ст.-12

9. Смольянинов Николай Константинович руководитель конструкторской группы
Создание реактивного двигателя, очень подробно написанно в книге ,
Лазарев Л. Л.
Л 17 Взлет. Документально-художественная повесть. М., Профиздат, 1978.
272 с. (Повести о героях труда),
Художественно-документальная повесть посвящена жизни заме¬чательного советского ученого, изобретателя всемирно известных двигателей, одного из первых Героев Социалистического Труда, ака¬демика, Генерального конструктора Александра Микулина. Судьба ученого удивительна. Он был главным конструктором по авиадви¬гателям, организатором ВСНТО, встречался с Ф. Дзержинским, С. Орджоникидзе и другими выдающимися деятелями Советского государства.
 

Вложения

  • ov2.jpeg
    ov2.jpeg
    439.8 KB · Просмотры: 896
  • ov3.jpeg
    ov3.jpeg
    291.2 KB · Просмотры: 519
  • ок1.jpeg
    ок1.jpeg
    965.2 KB · Просмотры: 323
  • ок2.jpeg
    ок2.jpeg
    1,015.1 KB · Просмотры: 630
Не стандартное награждение.
У меня была две недели назад подобная ОВ 2 за восстановление Новороссийского нефтеналивного порта 1944 год.
 
Кое-что удалось найти в книге Лазарева Л. Л. Взлет. Документально-художественная повесть. М., Профиздат, 1978.
272 с. (Повести о героях труда),касаемо данного награждения....


24 января министр авиационной промышленности Хруничев был вызван вместе с Микулиным к Сталину. Правительство назначило крупную премию — 600 тысяч рублей тому главному конструктору, чей реактивный двигатель первым пройдет государственные испытания.
Едва они вошли в кабинет, Сталин спросил:
— Правда, что Микулин построил реактивный двига¬тель и он прошел половину госиспытаний?
— Правда, товарищ Сталин, — широко улыбнулся Хруничев. — Тягу он развил большую, почти три тонны.
— Что ж, — сказал Сталин, — придется его преми¬ровать. Я думаю, что половину премии он заслужил.
— Безусловно, товарищ Сталин, — подтвердил ми¬нистр.
Микулин растерянно посмотрел на Сталина. «Хорош я буду, — промелькнуло у него в голове, — люди по три смены работали, света не видели, а я положу себе в карман 300 тысяч. Да как я им после этого в глаза смотреть буду!»
Он решительно шагнул вперед.
- Разрешите обратиться, товарищ Сталин, — твер¬до сказал он.
- Слушаю тебя, — удивился Сталин.
- Товарищ Сталин, не надо мне этих трехсот тысяч. А если вы считаете, что мы поработали хорошо, то про¬шу наградить весь наш завод орденом Ленина, тем бо¬лее что за войну завод награду не получил. И дополни¬тельно разрешите представить список на награждение особо отличившихся работников.
Наступило молчание. Сталин внимательно посмотрел на него. Потом вполголоса сказал, обращаясь к Хруничеву:
- Каких людей вырастили, а? — И громко произ¬нес: - Список отличившихся представить к двадцати двум часам. Чтобы завтра Указ в «Правде» был.
Выйдя из кабинета в приемную, министр сказал Ми¬кулину:
- Ну, я тебя поздравляю. Однако одна нога здесь, другая у себя на заводе. И чтобы через два часа у меня на столе был список. Понял?
- Понял, — кивнул Микулин и первый раз в жизни чуть ли не бегом припустился по кремлевскому кори¬дору.
Через пятнадцать минут он уже был у себя на заво¬де, благо до Кремля от него было рукой подать, и тут же созвал объединенное заседание парткома и завкома. В повестке дня был только один пункт: список сотруд¬ников, представляемых к награждению.
Взяв длинный список, он помчался в министерство. Хруничев с нетерпением ожидал его. Сунув список в папку, он тут же отправился в Кремль.
Наутро 25 января 1947 года во всех централь¬ных газетах был опубликован Указ Президиума Верхов¬ного Совета о награждении опытного завода орденом Ленина. Далее следовал длинный список награжденных со¬трудников. Среди них были и Стечкин, и Туманский, получившие ордена Ленина, и Виталий Сорокин, награж¬денный орденом Трудового Красного Знамени.
Сам Микулин был удостоен ордена Ленина. Вскоре ему присвоили звание Генерального конструктора по авиадвигателям.
 
Добавить что-то конкретное по Николаю Константиновичу Смольянинову вряд ли удастся... А вот личность главного конструктора завода - более чем интересная!

Александр Александрович Микулин

Родился 2 (14) февраля 1895 года в городе Владимир в семье инженера-механика. Окончил реальное училище в Киеве. Увидев показательные полеты одного из первых русских авиаторов С.И.Уточкина, Микулин заинтересовался авиацией. Учился в Киевском политехническом институте, где тогда курс лекций читал выдающийся ученый "отец русской авиации" Н.Е.Жуковский, которому Микулин приходился племянником по материнской линии. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение.

Тогда он переехал в Ригу и поступил там на Русско-Балтийский завод, где в то время осваивали производство первых авиационных моторов. Там Микулин работал слесарем, формировщиком, помощником начальника сборочного отделения. В 1914 году Микулин переехал в Москву, где поступил в Московское высшее техническое училище, которое окончил в 1922 году. Во время учебы Микулин участвовал в создании первой в стране аэродинамической лаборатории, его коллегами по работе и по учебы были А.Н.Туполев, В.П.Ветчинкин, Б.С.Стечкин, Б.Н.Юрьев, А.А.Архангельский. Во время учебы Микулин и Стечкин создали мотор двухтактного действия мощностью 300 лошадиных сил, в котором топливо должно было подаваться непосредственно в цилиндры. Этот принцип подачи топлива впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.

С 1923 года - чертежник-конструктор в Научном автомоторном институте, с 1925 года - главный конструктор этого института. Там он приступил к созданию первых отечественных авиадвигателей, один из которых - 12-цилиндровый V-образный двигатель, созданный в 1928 году, в 1933 получил наименование АМ-34 и запущен в серийное производство.

Создание АМ-34 стало прорывом для советского авиационного двигателестроения. Этот двигатель был выполнен на мировом уровне. АМ-34 были установлены на самолете АНТ-25 А.Н.Туполева, совершившим перелет через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки, на самолете-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7. Удачная конструкция АМ-34 позводила сделать его базовым двигателем для модификаций, устанавливаемых в различных типах самолетов.

В 1930-1936 годах А.А.Микулин работал в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И.Баранова, в то время единственной организации, где были сосредоточены научные и конструкторские силы авиационного моторостроения. C 1936 года - главный конструктор Московского авиамоторного завода имени М.В.Фрунзе.

В 1939 году А.А.Микулин создал двигатель АМ-35А, который на высоте 6000 м развивал мощность около 880 кВт (1200 лошадиных сил). Его устанавливали на истребителях конструкции А.И.Микояна и бомбардировщиках Пе-8.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Микулину Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Во время Великой Отечественной войны А.А.Микулин руководил созданием мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.

С 1943 года А.А.Микулин назначается генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. Ему принадлежит ряд новых идей в двигателестроении: он ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый советский турбокомпрессор и винт переменного шага.

В 1943 году А.А.Микулин избран академиком Академии наук СССР, минуя ступень члена-корреспондента. Парадокс - при этом Микулин имел только среднее техническое образование. Диплом об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского был ему вручен только в 1950 году в знак признания научных достижений.

В послевоенный период под руководством А.А.Микулина создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный двигатель первый) с тягой 3780 кгс (1947), затем по его схеме разрабатывались двигатели, которые долгое время оставались самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР. Вслед за ним созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на самолёте Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей Микояна и разведчиков А.С.Яковлева. Всего в 1943-1955 годах под руководством А.А.Микулина созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в массовое серийное производство. В 1935-1955 годах одновременно с огромной занятостью на конструкторской и производственной работе преподавал в Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии РККА.

Выдающаяся деятельность крупнейшего советского конструктора авиадвигателей завершилась внезапно в 1955 году. После снятия с должности Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова, который высоко ценил деятельность А.А.Микулина, министр авиационной промышленности П.В.Дементьев решил избавиться от него. Микулин был не только снят с должности главного конструктора, он был вообще отстранен от работы в авиационной промышленности.

Старый товарищ и соратник Микулина академик Б.С.Стечкин принял Микулина на работу научным сотрудником в лабораторию двигателей АН СССР, где он работал до 1959 года.

На пенсии Микулин остался таким же неугомонным и творческим человеком, которым был всегда. Он занялся проблемами сохранения здоровья, предложил ряд новых идей, часть которых применялась в санаторном лечении больных. Когда Министерство здравоохранения отказалось издавать книгу Микулина, посвященную медицинской тематике, академик в 76 лет поступил в медицинский институт и в 1975 году сдал "на отлично" государственные экзамены. В следующем году он защитил кандидатскую диссертацию по медицине по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием "Активное долголетие". Все свои медицинские идеи испытывал на себе, и имея в середине жизни большие проблемы со здоровьем, сумел укрепить свой организм и достигнуть 90-летнего рубежа.

Скончался 13 мая 1985 года, на 91-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1942, 1943, 1946).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён тремя орденами Ленина (28.10.1940, 2.07.1945, ...), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, тремя орденами Трудового Красного Знамени (10.07.1943, 10.06.1945), орденами Дружбы народов, Красной Звезды (21.02.1933), "Знак Почёта" (13.08.1936), медалями.
 

Вложения

  • 2414.jpg
    2414.jpg
    142.1 KB · Просмотры: 559
Изначально завод создан в 1942 году на базе завода № 478, как Инструментальный завод № 8 Треста «Оргавиапром» 6-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности (приказ Наркомавиапрома от 18.02.1942 года)
Во время Великой Отечественной войны был преобразован в Государственный союзный опытный завод № 300 постановлением ГКО СССР (от 18 февраля 1943 года) и приказом Наркомавиапрома (от 25 февраля 1943 года). Основатель и первый руководитель завода был Александр Микулин, смог тогда убедить высшее руководство в необходимости создания первого в стране опытного авиационного завода для обеспечения опытных конструкторских и экспериментальных работ по созданию авиационных двигателей.

Реально на турбореактивную тематику завод перешел в 1945 г . В апреле 1946 г. был закончен эскизный проект одного из первых в стране оригинального, а не скопированного с иностранных образцов турбореактивного двигателя АМТКРД-О1 с взлетной тягой 3300 кг и в декабре 1946 году состоялся первый горячий запуск двигателя, а в феврале 1947 г. при стендовых испытаниях двигателя были получены заданные основные данные. Создавать только самобытные двигатели при внимательном изучении «чужого» опыта научно-исследовательских работ стало традицией завода N300.
Но в серию первенец ТРД-направления в ОКБ-300 не пошел...
 
Буду признателен за любую информацию о кавалере знака.:drinks:
 
Сверху