C-47 "Douglas" на Таймыре !

Serj

Участник АК
Регистрация
9 Дек 2009
Сообщения
911
Реакции
24
Адрес
Красноярск
Всем доброго дня ! Есть и в наших краях интересные музейные экспонаты под открытым небом.) Например на полуострове Таймыр до недавнего времени лежала вот такая машина !)

Этот Дуглас С-47-DL был доставлен из США по лендлизу 24 февраля 1943 года. Передан ВВС СССР 12 марта 1943 года. И за номером "СССР-Н-328" был отправлен в 7-ой Полярный авиационный полк 1-ой авиационной дивизии. С 16 апреля занимался ледовой разведкой. С 22 октября по 1 ноября 1943 года исследовал Карское море под командованием летчика Титлова М. А.
С 3 июня по 24 июля 1944 года совершал вылеты с базы Андерма для дальнейшей разведки Карского моря. В 1945 году отправлен на Чукотку за новым номером А-3072.

Роковой день настал в субботу - 13 апреля 1947 года... К северу от села Волочанка в районе реки Дудыпта отказал левый двигатель и самолет пришлось сажать в самых суровых условиях тундры. Приземлились успешно и очень профессионально, я бы сказал - по военному ! Около 20-ти дней люди ждали спасения в вечной мерзлоте, пока их не обнаружил экипаж Шатрова. Они умудрились посадить свой Ли-2 рядом, а потом еще и взлететь. Сегодня на такие чудеса мало кто способен.
28 человек выжили с разными степенями обморожений на лице и руках (в основном дети !!!).
Командир Тюйков, радиооператор Смирнов, а так же 7 пассажиров отправились за помощью в снежную тундру и как это часто в здешних местах случается - пропали без вести !

И вот лежала эта машина до недавнего времени среди белого безмолвия, одинокая и заброшенная с 47-года.
Был всего пару раз в этом месте, добраться до этого "музея", к сожалению, практически невозможно !
Зато вскоре этот Дуглас можно будет увидеть уже в другом месте и гораздо южнее !)

С Ув. Серж
 

Вложения

  • 002 (1).jpg
    002 (1).jpg
    144.2 KB · Просмотры: 556
  • 002 (2).jpg
    002 (2).jpg
    154.7 KB · Просмотры: 501
  • 002 (3).jpg
    002 (3).jpg
    184.4 KB · Просмотры: 494
  • 002 (4).jpg
    002 (4).jpg
    227.7 KB · Просмотры: 493
  • 001.jpg
    001.jpg
    156.5 KB · Просмотры: 846
:drinks:
 

Вложения

  • 003 (4).jpg
    003 (4).jpg
    190.6 KB · Просмотры: 483
  • 003 (5).jpg
    003 (5).jpg
    180.4 KB · Просмотры: 494
  • 003 (3).jpg
    003 (3).jpg
    221.1 KB · Просмотры: 502
  • 003 (2).jpg
    003 (2).jpg
    209.3 KB · Просмотры: 489
  • 003 (1).jpg
    003 (1).jpg
    196.4 KB · Просмотры: 357
:drinks:
 

Вложения

  • 003 (6).jpg
    003 (6).jpg
    167.6 KB · Просмотры: 491
  • 003 (7).jpg
    003 (7).jpg
    217 KB · Просмотры: 491
  • 003 (12).jpg
    003 (12).jpg
    301.2 KB · Просмотры: 492
  • 003 (9).jpg
    003 (9).jpg
    150.4 KB · Просмотры: 461
  • 003 (10).jpg
    003 (10).jpg
    156.2 KB · Просмотры: 492
Спасибо. :drinks:
Интересный кусочек истории сохранила тундра от вандалов.
 
Это уж точно, мало теперь таких мест, не тронутых временем.
 
Класс! Даже растащить особо еще не успели

В этом и есть весь смысл ! Незачем тащить, да и некуда... Тысячи километров вокруг... Тундра-лесотундра-тайга ! Порой бывает непросто самому выбраться, не то что ещё растаскивать что-то... :biggrin:

В советское время ведь как было, застрял трактор в тундре, бросили и забыли. Полно техники вот так вот оставленной навсегда...)
 
Фото супер!!! :drinks:
Места - мечта коллекционеров техники, только доставка в копейку влетит.
Может когда наша страна разбогатеет и доставит эту оригинальную технику на большую землю. Музей получится классный. Жаль только, что это не сбыточные мечты.
 
Фото супер!!! :drinks:
Места - мечта коллекционеров техники, только доставка в копейку влетит.
Может когда наша страна разбогатеет и доставит эту оригинальную технику на большую землю. Музей получится классный. Жаль только, что это не сбыточные мечты.

Спасибо ! :drinks:

Любые мечты могут сбыться ! :wink3:

Да, доставка обошлась не дешево ! Но когда за дело берется РГО все гораздо проще ! :biggrin:

Меньше месяца понадобилось членам экспедиции на то, чтобы разобрать самолет на 7 частей: фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Участники отмечали, что, несмотря на 70 лет забвения - самолет пролежал в тундре, в отличной сохранности и без труда был разобран всего за 7 дней.
Кроме самого самолета исторический интерес представляют обнаруженная американская радиоаппаратура, специальные печи для разогрева двигателей самолетов. Остались даже банки от тушенки поставляемой по лендлизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны. Все эти находки, наряду с С-47 «Дуглас» станут экспонатами будущего Музея освоения русского севера. Кроме этого, на фюзеляже самолета обнаружилась запись, сделанная людьми, которые с 23 апреля по 11 мая 1947 года жили рядом с самолетом и ожидали помощи...
 

Вложения

  • 137931.jpg
    137931.jpg
    24.6 KB · Просмотры: 490
  • 137928.jpg
    137928.jpg
    135.9 KB · Просмотры: 503
  • 137925.jpg
    137925.jpg
    197.4 KB · Просмотры: 501
  • 137924.jpg
    137924.jpg
    160.9 KB · Просмотры: 501
  • 137927.jpg
    137927.jpg
    58.3 KB · Просмотры: 469
Самолет доставили в гидропорт Валек, затем в Дудинку и оттуда на барже по Енисею в Красноярск. На месте вынужденной посадки самолета экспедицией был установлен памятный знак с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности.

«С-47 „Дуглас“ будет размещен на специальной площадке Экспедиционного центра РГО СФО. В ближайшее время состояние самолета оценят специалисты и начнется подготовка к реставрационным работам. В частности, предстоит расшифровать и восстановить затертые записи, сделанные пассажирами и членами экипажа „Дугласа“ во время вынужденной посадки в тундре, в ожидании помощи. Часть записей сохранилась в отличном состоянии, что подтверждается фотографиями, сделанными участниками экспедиции», — рассказали в Экспедиционном центре РГО Сибирского федерального округа.

Официальные партнеры экспедиции: ОАО ГМК "Норильский Никель", угледобывающая компания "СУЭК", золотодобывающая компания "Полюс".

Официальные авиаперевозчики экспедиции: авиакомпания "Аэрогео" и акционерное общество "Норильск-Авиа".

:drinks:
 

Вложения

  • 137923.jpg
    137923.jpg
    128.5 KB · Просмотры: 418
  • 137919.jpg
    137919.jpg
    93.5 KB · Просмотры: 425
  • 137920.jpg
    137920.jpg
    131.8 KB · Просмотры: 427
  • 137921.jpg
    137921.jpg
    137.3 KB · Просмотры: 451
  • wx1080 (4).jpg
    wx1080 (4).jpg
    105.2 KB · Просмотры: 476
Добравшись до самолета, исследователи стали распиливать авиалайнер и обнаружили на обшивке записи членов экипажа и пассажиров.

На внешней обшивке самолета химическим карандашом было выведено: «Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет». Вероятно, эту надпись сделал сам Тюриков.
После его ухода надписи на обшивке делал один из пассажиров, оставшихся ждать помощь в фюзеляже. «Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело», — написал он 1 мая 1947 года.
Последняя запись датируется 11 мая — именно в этот день после 20 дней поисков команда Федора Шатрова наконец обнаружила самолет, и пришла на помощь людям.

На то, чтобы распилить самолет, подготовить его к транспортировке и установить памятный знак, у экспедиции ушел почти месяц. 29 августа «Дуглас» успешно добрался до Красноярска. Руководитель экспедиционного центра РГО Игорь Спириденко отметил, что в будущем самолет хотят восстановить до рабочего состояния. Возить пассажиров он, вероятно, уже не будет, а вот выполнять показательные полеты вполне сможет.
 

Вложения

  • 137932.jpg
    137932.jpg
    104.7 KB · Просмотры: 590
  • 137933.jpg
    137933.jpg
    65.5 KB · Просмотры: 434
  • pic_35f5c42f0cd751ed161d5bddfee676d0.jpg
    pic_35f5c42f0cd751ed161d5bddfee676d0.jpg
    58.9 KB · Просмотры: 409
В США «Дуглас» С-47 именовались «Скайтрэйн» или «Дакота». Всего этих военно-транспортных самолетов, разработанных на базе пассажирского DC-3, выпустили около 10 000 единиц. Еще около 6 000 советских Ли-2, построенных на базе С-47, было собрано в Ташкенте.
Первый полет «Дакота» совершила в декабре 1941 года, и почти сразу же эти самолеты стали поставляться в Советский Союз по ленд-лизу.
После войны уцелевшие машины использовались в гражданских целях, став основой малой авиации. Так произошло и с «Дугласом», пролежавшим 70 лет на Таймыре.

Неудавшийся отпуск !

13 апреля 1947 борт Л-3072 вылетел из бухты Кожевникова. Спустя некоторое время он должен был сделать промежуточную остановку в Дудинке, а оттуда направиться в Красноярск. Помимо членов экипажа на борту находились 26 пассажиров, в том числе шахтеры, нефтяники, специалисты угольной промышленности и нефтеразведки, а также женщины и дети. Все они летели в отпуск.
Спустя некоторое время после вылета радиостанция аэропорта Хатанга приняла радиограмму пролетающего самолета: «Борт Л-3072. Прохожу вашу точку. Высота 3000 метров. Все в порядке, только отказал генератор правого мотора. Берегу аккумуляторы».
Ситуация, конечно, нештатная, однако такая поломка вовсе не означает, что полет следует прекратить. Второго генератора на левом моторе достаточно для того, чтобы не прерывать рейса.
До Дудинки оставалось лететь менее трех часов, по пути был запасной аэродром, так что авиадиспетчеров радиограмма не насторожила. Однако уже спустя час тревожную радиограмму приняли аэропорты Игарки, Дудинки и Хатанги: «Всем... Всем... Всем... Борт Л-3072. Отказал левый мотор... идем со снижением. По расчету впереди Волочанка... связи с ней нет. Берегу аккумуляторы. Следите...» Через двадцать минут Хатанга приняла обрывки еще одной радиограммы, сигналы были очень слабыми — вероятно, аккумуляторы «Дугласа» практически разрядились. Экипаж самолета сообщал, что идет на посадку в заснеженной местности, точные координаты неизвестны.
Позже выяснилось, что помимо 26 зарегистрированных пассажиров на борту находились еще шесть безбилетников, а также 852 килограмма багажа. Фактически самолет был перегружен.
Поиски продолжались 20 дней, ими руководил герой Советского Союза Федор Шатров (см.фото). Когда самолет наконец обнаружили, выяснилось, что первую неделю пассажиры и экипаж ютились в фюзеляже, доедали имеющиеся продукты и пытались починить самолет, однако безрезультатно. Спустя семь дней командир самолета Максим Тюриков, радист, бортмеханик и семь пассажиров решили уйти от «Дугласа» и попытаться выйти к какому-либо населенному пункту. С тех пор живыми их никто не видел.

Останки Максима Тюрикова нашли лишь спустя шесть лет — 23 октября 1953 года их обнаружили охотники в истоках реки Шайтан, примерно в 120 километрах юго-западнее от места, где оказался самолет. Максима Тюрикова опознали по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке.

«Никогда не забуду эти похороны. Я училась в седьмом классе. 26 октября в Красноярске был жуткий холод. Траурная процессия шла от старого аэропорта до Троицкого кладбища. Ребята-летчики без головных уборов несли на плечах гроб, обтянутый красной материей. Папа настолько любил авиацию, что даже меня назвал в честь авиационной линии — Авилина, позже первую букву "и" заменили на "е"», — рассказывала дочь Максима Тюрикова - Авелина.
Останки других ушедших с Тюриковым в тундру людей не найдены до сих пор.
...
 

Вложения

  • 00001.jpg
    00001.jpg
    41.7 KB · Просмотры: 432
  • 0003.jpg
    0003.jpg
    165.9 KB · Просмотры: 435
  • ShatrovFedAnis.jpg
    ShatrovFedAnis.jpg
    36.8 KB · Просмотры: 188
Особый сигнал !

О том, что борт Тюрикова пропал в тундре, знало не только руководство Красноярского управления Гражданского воздушного флота - информацию передали во все населенные пункты в округе. Радисты сутки напролет прислушивались к эфиру в надежде услышать сигнал с Douglas C-47. Его знали все, потому что на американском самолете тональность морзянки можно было изменить, переключив специальный тумблер с обычной частоты в 1 000 Гц на более низкий уровень. Звук выходил очень узнаваемый. Именно его и услышала 19-летняя радистка из Волочанки Лида Торгашина. Шли только первые сутки с момента пропажи самолета.
Из воспоминаний Лидии Торгашиной: «Часов десять после того, как потерялась связь, я не прекращала прослушивать эфир. Вдруг услышала несколько мощных беспорядочных звуков красивой тональности».
- Бортрадист дядя Алеша Смирнов не раз перегонял самолеты по лендлизу, и в эфир они выходили в строго назначенное время, - поясняет Авелина Анциферова. - Иначе чекисты могли наказать, обвинить, что с Америкой связываешься. Поэтому сигнал бедствия он подавать не стал, опасался НКВД. Ждал.
Тем временем ситуация становилась все хуже. Рация у Douglas C-47 могла окончательно отключиться. Она была запитана от генератора. Из-за неисправного генератора правого двигателя и отказа левого, электроснабжение самолета прекратилось. Бортовая система начала работать от аккумулятора, который за время полета просто разрядился.
- Тогда авиамоторист Николай Шахаданов в сердцах просто отстукал произвольный набор звуков… Эту мелодию и услышала Лидия Тогашина.
Она, конечно, сразу же рассказала о морзянке руководству, но кто будет слушать юную радистку? Дни превращались в недели, и поиски решили прекратить как бесперспективные.

«Поиски возобновлены. Сталин»

А семьи пропавших членов экипажа и пассажиров все ждали их возвращения. Прошло чуть больше двух недель, и жена бортрадиста Алексея Смирнова, Тамара, в отчаянии направила в Кремль телеграмму, в которой умоляла Сталина помочь. Буквально через два часа пришел ответ, который в своих воспоминаниях приводила позднее Тамара Смирнова:

«МУЖАЙТЕСЬ ЛЮДИ НАШЕЙ СТРАНЕ ДОРОЖЕ ВСЕГО ПОИСКИ ВОЗОБНОВЛЕНЫ НАПРАВЛЕНЫ ЛУЧШИЕ ЛЕТЧИКИ ШАТРОВ ФЕДОРЕНКО И ДР НАДЕЙТЕСЬ ХОРОШИЙ ИСХОД С УВАЖЕНИЕМ И.СТАЛИН».

:drinks:
 

Вложения

  • some013.jpg
    some013.jpg
    377 KB · Просмотры: 434
  • wx1080 (2).jpg
    wx1080 (2).jpg
    107.9 KB · Просмотры: 409
Продолжение как говориться следует !

Сейчас ждем пока закончатся реставрационные работы и потом оценим результат на месте, а может и прокатимся на интересной машине...) :drinks:

С Ув. Сергей.
 

Вложения

  • 0_fc31c_145d2ae0_XXL.jpg
    0_fc31c_145d2ae0_XXL.jpg
    162.8 KB · Просмотры: 435
  • 1370696140_r-47-r1008.jpg
    1370696140_r-47-r1008.jpg
    182.7 KB · Просмотры: 419
  • 13.jpg
    13.jpg
    507.7 KB · Просмотры: 412
  • 280585_3_pic_33.jpg
    280585_3_pic_33.jpg
    39.7 KB · Просмотры: 405
Думаю будет в тему, добавить немного фалеристики в авиацию...)
Вот такой знак сегодня мне выдали ! :blush2:

С Уважением, Сергей.
 

Вложения

  • FullSizeRender-13-02-18-02-56.jpg
    FullSizeRender-13-02-18-02-56.jpg
    1,009.5 KB · Просмотры: 410
  • FullSizeRender-13-02-18-02-56-1.jpg
    FullSizeRender-13-02-18-02-56-1.jpg
    902.7 KB · Просмотры: 523
Думаю будет в тему, добавить немного фалеристики в авиацию...)
Вот такой знак сегодня мне выдали ! :blush2:

С Уважением, Сергей.

Клейма посмотрим поближе? :biggrin:


Тема супер, конечно! Спасибо и за фотографии, и за интересную информацию!
 
Клейма посмотрим поближе? :biggrin:


Тема супер, конечно! Спасибо и за фотографии, и за интересную информацию!

Не за что Александр ! :drinks:

P.S. А реверс нельзя показывать ! Только вживую. А то фуфлогоны, сам знаешь... :biggrin:
 
Сверху